Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 11197
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) раздр..жённый
2) к..нти­нент
3) п..родия
4) стол­потв..рение
5) м..кать в крас­ку
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) зал..де­неть, пр..сло­нить­ся
2) г..рба­рий, раст..рать­ся
3) ф..оле­то­вый, выж..гание
4) пр..сле­до­вать врага, пр..ры­ва­ю­щий­ся диа­лог
5) т..лес­ный, пр..сы­тить­ся
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(с/сс)траст­ный
2) га(л/лл)ерея
3) ра(с/сс)пи­лить
4) коло(с/сс)аль­ный
5) тума(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) затуш..ван­ный
2) за шалаш..м
3) ч..ткость линий
4) этот снеж..к
5) мно­го­ковш..вый
5.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) функц..ональ­ный, воз­душ­ный поц..луй
2) сверх..скус­ный, дефиц..тный
3) длин­ные рес­ниц.., под..гры­вать
4) долго ко­па­еш..ся, уйти проч..
5) ви­деос..ёмка, в..ет­нам­ский
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пальч..к, фла­нел..вый
2) при озна­ком­ле­ни.., в за­тя­нувш..йся паузе
3) на одном ко­ло­кол.., о погож..м денёчке
4) о во­до­пла­ва­ющ..й птице, для гор­дост..
5) свеж..нький, пес..нка
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) увле­ка..шься
2) при­к­ле..вать обои
3) пред­вид..вший
4) за­ка­зы­ва..мый
5) он обид..тся
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) крупа рас­сы­па..а по столу, пута..ица
2) ба­ло­ва..ый, особе..о труд­ный
3) дети рас­сея..ы и не­серьёзны, пусты..ый
4) един­стве..ый, глаже..ая ру­баш­ка
5) вы­иг­ра..ый матч, тка..ая ма­сте­ри­цей ска­терть.
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Сколь­ко 1)н.. искал Ле­ви­тан хо­ро­шие места для на­пи­са­ния этю­дов, их не было, по­это­му он 2)н..мог 3)н.. хму­рить­ся, но за всё время по­ис­ков 4)н..разу 5)н..по­жа­ло­вал­ся нам на уста­лость.

5)  
10.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)при­глашённые нами гости; дом (не)по­стро­ен
2) очень (не)про­стая за­да­ча; (не)бри­тое лицо
3) да­ле­ко (не)круп­ный про­иг­рыш; (не)фар­фо­ро­вая чашка
4) (не)по­се­да; (не)ис­сле­до­ван­ный, а дикий край
5) (не)все­гда; (не)от­да­вая долг
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Она тан­це­ва­ла так(же) легко и гра­ци­оз­но, как и де­сять лет назад.
2) Ор­га­низм ослаб­лен (в)след­ствие пе­ре­несённой бо­лез­ни.
3) До­ро­га то взле­та­ла (в)высь, то опус­ка­лась в овраг.
4) Что(бы) там ни го­во­ри­ли, а во­прос надо ре­шать, и не­мед­лен­но.
5) (В)виду опас­но­сти об­ру­ше­ния стены ра­бо­ту пре­кра­ти­ли.
12.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (пол)до­кла­да
2) (вице)ад­ми­рал
3) во­круг (тем­ным)темно
4) (древ­не)ки­тай­ская по­э­зия
5) (горь­ко)солёный
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Са­вуш­кин вни­ма­тель­но по­гля­ды­вая во­круг себя за­ша­гал впе­ре­ди учи­тель­ни­цы.
2) Тро­пин­ка усе­ян­ная вы­сту­па­ми скольз­ких кор­ней взби­ра­лась на склон.
3) Ко­рабль не­смот­ря на силь­ные по­вре­жде­ния про­дол­жал дер­жать­ся на воде.
4) Сер­гей Алек­сан­дро­вич сер­ди­то на­су­пив­шись не­сколь­ко раз прошёлся по тер­ра­се.
5) Он твёрдыми ша­га­ми на­пра­вил­ся к рас­по­ря­ди­те­лю и до­став из кар­ма­на пачку каких—то бумаг ска­зал ему шёпотом не­сколь­ко слов.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) С этим утвер­жде­ни­ем по­жа­луй можно было бы со­гла­сить­ся.
2) В от­чиз­не нашей к сча­стью есть не­ма­ло вы­со­ких жен­ских душ.
3) Ведь это всё так ска­зать для на­ше­го блага де­ла­ет­ся.
4) В раз­ви­тии науки не может быть оста­нов­ки.
5) Во­ро­бьи ко­то­рые толь­ко ищут по­во­да чтобы по­ссо­рить­ся силь­ны од­на­ко своим со­дру­же­ством.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Все осуж­да­ли мо­ло­до­го че­сто­люб­ца и никто не желал ска­зать ему слова под­держ­ки.
2) За ста­рым пру­дом под­ни­мал­ся мо­ло­дой оль­ша­ник и вид­не­лись вы­со­кие за­рос­ли лу­го­вых трав.
3) Мать во­зи­лась на кухне го­то­вя обед и не об­ра­ща­ла на Павку вни­ма­ния.
4) Это были слу­чай­ные по­пут­чи­ки и к моему рас­ска­зу они не имеют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.
5) Много ле­генд знают здеш­ние ста­ро­жи­лы и не­обы­чай­но ин­те­рес­но слу­шать эти ис­то­рии.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сон сол­дат может про­дол­жать­ся не более двух часов, по­то­му что, когда ло­ша­ди от­дох­нут, обоз дви­нет­ся даль­ше.
2) Шла она мед­лен­ной по­ход­кой че­ло­ве­ка, ко­то­рый очень устал или ко­то­рый глу- боко за­ду­мал­ся.
3) Наша жизнь про­хо­дит в стрем­ле­нии к тому, чего у нас нет и в со­жа­ле­нии о том, чего у нас боль­ше не будет.
4) Осо­бен­но мне нра­вит­ся ноч­ное пение со­ло­вья, когда над го­ло­вой сияют звёзды и во­круг всё при­мол­ка­ет.
5) Ва­нюш­ка протёр ку­лач­ком глаза, по­пла­кал и, видя что к нему никто не идёт, сам по­ко­вы­лял к дому.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Учёные пред­по­ла­га­ют_ в водах за­ли­ва осе­да­ют мил­ли­о­ны пудов соли.
2) Лу­ка­шин оста­но­вил­ся, по­смот­рел во­круг_ во рву скап­ли­ва­лась вода.
3) Там, в вы­ши­не, уже све­ти­ло лет­нее солн­це_ на земле ещё стоял су­мрак.
4) По­бе­дим_ ка­мен­ный дом по­строю.
5) Ель хо­ро­ша толь­ко при силь­ном сол­неч­ном свете_ тогда её обыч­ная чер­но­та про­све­чи­ва­ет­ся самой гу­стой, самой силь­ной зе­ле­нью.
18.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Мо­жешь ли ты, ста­рик», — спро­сил он, — «До­стать мне ло­ша­дей до Жад­ри­на?»
2) — Кто де­жур­ный? — не­ожи­дан­но по­ин­те­ре­со­вал­ся учи­тель ма­те­ма­ти­ки.
3) И. Репин утвер­ждал, что: «Все не­до­стат­ки, всё можно про­стить ху­дож­ни­ку, если его тво­ре­ние оча­ро­вы­ва­ет».
4) Ан­глий­ский ро­ма­нист Г. Уэллс го­во­рил: «Имен­но рус­ско­му языку суж­де­но в бу­дущем лечь в ос­но­ву языка че­ло­ве­че­ско­го».
5) «Учить он умеет, любит учи­тель­ство­вать, — убеж­да­ла ди­рек­то­ра Марья Ива­нов­на и потом до­ба­ви­ла: — У него столь­ко бла­го­дар­ных уче­ни­ков!»
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Джин­сы можно смело на­звать_ как спор­тив­ной_ так и клас­си­че­ской одеж­дой.
2) Да­ур­ский ро­до­денд­рон из­дав­на при­ме­нял­ся_ как це­леб­ное сред­ство про­тив рев­ма­тиз­ма.
3) В во­ен­ном учи­ли­ще физ­куль­ту­ра была столь же при­выч­ной дис­ци­пли­ной_ как и ог­не­вая под­го­тов­ка.
4) Ста­рик, ко­то­ро­го вы ви­де­ли се­год­ня у меня в ма­стер­ской, не кто иной_ как барон Ха­у­с­берг.
5) Ваня_ как боль­шой лю­би­тель кино_ не мог удер­жать­ся от со­блаз­на схо­дить на этот фильм.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Уеха­ла на­все­гда де­вуш­ка, ко­то­рую я любил 1)_ и 2)_ так как мне шёл тогда всего лишь два­дцать вто­рой год, по­яви­лось убеж­де­ние 3)_ я 4)_ по­те­ряв свою лю­бовь 5)_ остал­ся один на всём белом свете.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых все со­глас­ные звуки звон­кие:

1) вазон
2) гряд­ка
3) мороз
4) сба­вил
5) лицо
22.  
i

Ука­жи­те, какие слова (сло­во­со­че­та­ния) со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию фра­зео­ло­гиз­му с гуль­кин нос:

1) не­из­вест­но
2) не­зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство
3) бес­смыс­лен­но
4) мало
5) дёшево
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии имени су­ще­стви­тель­но­му?

На место про­ис­ше­ствия при­был отряд спа­са­те­лей.

1) Муж­ско­го рода
2) оду­шевлённое
3) вто­ро­го скло­не­ния
4) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа.
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Род — это не­по­сто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак при­ла­га­тель­но­го.
2) В сло­во­со­че­та­нии сту­ден­че­ское об­ще­жи­тие вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­тя­жа­тель­ным при­ла­га­тель­ным.
3) От при­ла­га­тель­но­го гиб­кий нель­зя об­ра­зо­вать про­стую форму срав­ни­тель­ной сте­пе­ни.
4) В фор­мах при­ла­га­тель­но­го сво­бод­нее, сво­бод­ней­ший уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.
5) В пред­ло­же­нии Мир при­мет бес­ко­неч­но раз­но­об­ра­зен при­ла­га­тель­ное яв­ля­ет­ся ча­стью со­став­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пётр уже пять лет за­ни­ма­ет­ся руч­ным ганд­бо­лом.
2) Не­об­хо­ди­мо по­ни­мать, что глу­бо­кое по­ни­ма­ние жизни при­хо­дит толь­ко с опы­том.
3) В два­дцать во­семь лет Сер­гей Есе­нин уже был ав­то­ром из­вест­ных всем сти­хов.
4) У мо­ло­до­го со­труд­ни­ка явно есть ор­га­ни­за­ци­он­ные спо­соб­но­сти.
5) Не стоит ве­рить обе­ща­ни­ям Игоря: у него семь пят­ниц на не­де­ле
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Тайга, уба­ю­кан­ная ве­чер­ней про­хла­дой, го­то­ви­лась встре­тить ночь.
2) Он от­ли­чал­ся не толь­ко при­ят­ны­ми чер­та­ми лица, но и хо­ро­ши­ми ма­не­ра­ми.
3) Объ­яс­ни­те людям о том, что им нужно де­лать.
4) Поль­зу­ясь со­ве­та­ми спе­ци­а­ли­стов, всё ста­нет про­стым и по­нят­ным.
5) Да­вай­те спро­сим его о том, что как он со­би­ра­ет­ся это сде­лать.
27.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) в по­лу­то­рас­тах мет­ров от метро
2) ана­нас очень кисел
3) взял книги у его
4) тра­вя­ной шам­пунь
5) машу рукой другу
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи - опи­са­ние
4) тип речи - по­вест­во­ва­ние
5) за­да­ча речи - рас­ска­зать о жи­те­лях вер­ти­каль­ных го­ро­дов.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Ста­рые ивы.
2) Со­зда­ние му­ра­вей­ни­ка.
3) Де­ре­вен­ская улица.
4) Новый дом.
5) На бе­ре­гу реки.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Свод­ки по­го­ды три дня обе­ща­ли грозу. (2) Од­на­ко все эти три дня сияло солн­це, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) По­это­му, со­би­ра­ясь в кино, мы не взяли зон­ти­ки.

(4) Гроза за­хва­ти­ла нас не­ожи­дан­но, об­ру­шив на город по­то­ки воды. (5) Пока мы до­бе­жа­ли до бли­жай­ше­го подъ­ез­да, про­мок­ли почти на­сквозь.

(6) Мы вста­ли у двери, но в подъ­езд один за дру­гим стре­ми­тель­но вле­та­ли с улицы про­мок­шие люди, встря­хи­ва­лись, и брыз­ги от них ле­те­ли во все сто­ро­ны. (7) Сна­ча­ла мы не­мно­го ото­дви­ну­лись от по­ро­га, а потом под­ня­лись на лест­нич­ную пло­щад­ку пер­во­го этажа.

(8) На улице вовсю пля­сал и буй­ство­вал дождь. (9) Гряз­ные, мут­ные по­то­ки ли­лись по мо­сто­вой, сбе­га­ли со ска­ме­ек, с крыши бе­сед­ки. (10) Какой-то маль­чиш­ка, босой, в за­ка­тан­ных выше колен шта­нах, вос­тор­жен­но и гром­ко визжа, про­мчал­ся по стре­ми­тель­но­му ручью вдоль тро­туа­ра. (11) Но вот на­ко­нец по­свет­ле­ло, дождь стал сти­хать.

(12) Ты ска­за­ла: «Всё равно в кино мы опоз­да­ли. (13) По­бе­жа­ли домой. (14) Я так давно не бе­га­ла бо­си­ком». (15) Я не стал спо­рить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было ра­дост­но. (17) Ты была рядом, и мы то­па­ли бо­си­ком по цен­тру гро­мад­но­го го­ро­да.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 1-е и 2-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ские по­вто­ры
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) С конца сен­тяб­ря наши сады пу­сте­ли, по­го­да, по обык­но­ве­нию, круто ме­ня­лась. (2) Ветер по целым дням рвал и тре­пал де­ре­вья, дожди по­ли­ва­ли их с утра до ночи. (3) Ино­гда к ве­че­ру между хму­ры­ми низ­ки­ми ту­ча­ми про­би­вал­ся на за­па­де тре­пе­щу­щий зо­ло­ти­стый свет низ­ко­го солн­ца. (4) Воз­дух де­лал­ся чист и ясен, сол­неч­ный свет осле­пи­тель­но свер­кал между лист­вою, между вет­вя­ми, ко­то­рые живою сет­кою дви­га­лись и вол­но­ва­лись от ветра. (5) Хо­лод­но и ярко сияло на се­ве­ре над тяжёлыми свин­цо­вы­ми ту­ча­ми го­лу­бое небо, а из-за этих туч мед­лен­но вы­плы­ва­ли хреб­ты сне­го­вых гор-об­ла­ков. (6) Сто­ишь у окна и ду­ма­ешь: «Авось, бог даст, рас­по­го­дит­ся».

(7) Но ветер всё никак не уни­мал­ся: он вол­но­вал сад и на­го­нял зло­ве­щие космы пе­пель­ных об­ла­ков. (8) И об­ла­ка бе­жа­ли низко и быст­ро и за­ту­ма­ни­ва­ли солн­це. (9) Уга­сал его блеск, за­кры­ва­лось око­шеч­ко в го­лу­бое небо, а в саду ста­но­ви­лось пу­стын­но и скуч­но, и снова на­чи­нал сеять дождь. (10) Спер­ва тихо, осто­рож­но, потом всё гуще и, на­ко­нец, пре­вра­щал­ся в ли­вень с бурей и тем­но­тою. (11) На­сту­па­ла дол­гая, тре­вож­ная ночь.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 5–8 слово, упо­треблённое в зна­че­нии "при­во­дить в бес­по­кой­ное со­сто­я­ние". За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 11-м пред­ло­же­нии от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Най­ди­те в 14-м пред­ло­же­нии ка­че­ствен­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) По за­клю­че­нию Япон­ской ме­ди­цин­ской ас­со­ци­а­ции, по­жи­лым людям для сча­стья нужны три усло­вия. (2) Во-пер­вых, быть здо­ро­вым. (3) Во-вто­рых, эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мым. (4) В-тре­тьих, со­хра­нять любые увле­че­ния, раз­де­лять их с дру­зья­ми.

(5) Что ка­са­ет­ся здо­ро­вья, то Япо­ния за­ни­ма­ет пер­вое место в мире по про­дол­жи­тель­но­сти жизни. (6) И это го­во­рит само за себя. (7) А вы­со­кий уро­вень ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния и пре­иму­ще­ства тра­ди­ци­он­ной на­ци­о­наль­ной диеты сде­ла­ли для япон­цев уход на пен­сию в 65 лет на­ча­лом «вто­рой жизни».

(8) Вто­рая за­да­ча  — обес­пе­чить по­жи­лых людей ма­те­ри­аль­но  — в Япо­нии тоже ре­ше­на.

(9) Но ведь, кроме здо­ро­вья и эко­но­ми­че­ской не­за­ви­си­мо­сти, че­ло­ве­ку пре­клон­но­го воз­рас­та нужны лю­би­мые увле­че­ния. (10) Япон­ский образ жизни бла­го­при­ят­ству­ет и этому. (11) В Стра­не вос­хо­дя­ще­го солн­ца у жен­щин по-преж­не­му по­пу­ляр­ны ике­ба­на и чай­ная це­ре­мо­ния, у муж­чин  — кал­ли­гра­фия и бо­е­вые ис­кус­ства . (12) Не вы­хо­дят из моды круж­ки баль­ных тан­цев, куда ходят те, кому за 70. ( 13) На­ко­нец, по­жи­лых людей при­зы­ва­ют изу­чать ино­стран­ные языки, так как это спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию па­мя­ти.

(14) Быть об­щи­тель­ным, не до­пус­кать, чтобы с го­да­ми сужал­ся круг ин­те­ре­сов, - вот залог оп­ти­ми­сти­че­ско­го взгля­да на жизнь. (15) А он, в свою оче­редь, обес­пе­чи­ва­ет пси­хи­че­ское здо­ро­вье, что поз­во­ля­ет япон­цу чув­ство­вать себя счаст­ли­вым, не­смот­ря на воз­раст.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 9-13) пред­ло­же­ние, со­от­вет­ству­ю­щее схеме: [ ], ( ). Номер пред­ло­же­ния

за­пи­ши­те циф­рой (циф­ра­ми).

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

В ста­рин­ном особ­ня­ке, рас­по­ло­жен­ном на бе­ре­гу очень жи­во­пист­ной ре­чон­ки с за­рос­ши­ми ив­ня­ком бе­ре­га­ми, жили мно­гие из­вест­ные ар­ти­сты, ко­то­рые часто устра­и­ва­ли для мест­ных жи­те­лей раз­лич­ные празд­ни­ки и спек­так­ли.

37.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   са­до­вод­че­ский

Б.   пер­во­ис­точ­ник

В.   пред­ска­за­ние

Г.   воз­гор­дить­ся

1.   суф­фик­саль­ный

2.   при­ста­воч­ный

3.   пост­фик­саль­ный

4.   при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

5.   сло­же­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  вы­лов­лен­ный

Б)  по­се­ем

В)  при­молк­нув­ший

Г)  раз­бро­сан

1.   при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

2.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

39.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Море без­молв­но и тор­же­стве..о.

Б)  В га­зе­те было опуб­ли­ко­ва..о со­об­ще­ние о спор­тив­ном празд­ни­ке.

В)  Исти..о ве­ли­кие на­уч­ные от­кры­тия де­ла­ют че­ло­ве­ка более муд­рым, чем при­ро­да.

Г)  Наше по­ко­ле­ние вос­пи­та..о луч­ши­ми об­раз­ца­ми клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Тео­рия эта была свя­за­на, как го­во­рят ма­те­ма­ти­ки, с яв­ле­ни­ем ир­ра­ци­о­наль­ным.

Б.   Почва так и ко­лы­шет­ся под но­га­ми, точно идёшь по на­тя­ну­то­му по­лот­ну.

В.   Птиц не пугал шум мо­то­ра, они спо­кой­но про­пус­ка­ли ка­те­рок мимо себя и толь­ко по­во­ра­чи­ва­ли вслед ему го­ло­вы.

Г.   Берег густо зарос еже­ви­кой, ли­ло­вы­ми цве­та­ми пред­ло­же­ние по­ви­ли­ки, и толь­ко кое-где вид­не­лись зо­ло­ти­стые стеб­ли зве­робоя.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.